При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
Поиск по сайту
Подписка на рассылку

Обучение в Китае: студент из Владивостока поделился впечатлениями

 

1 марта в китайских учебных заведениях начились занятия после празднования Нового года по лунному календарю. Из Владивостока в Китай вернутся студенты и аспиранты, которые приезжали в родной город на каникулы. Среди них — Вадим Сонин – выпускник Юридического Института ДВГУ и Института Конфуция. Сейчас он обучается в докторантуре Университета Цинхуа в Пекине.

Перед отъездом он рассказал о том, чем обучение в китайских университетах отличается от российского высшего образования.

 

Китайская грамота

«Мое знакомство с Китаем началось в 14 лет, — говорит Вадим Сонин, — Я был с матерью в книжном магазине и уцепился за увесистый том, озаглавленный «Мудрость Конфуция». Продавец, сдерживая смех, нам эту книгу продала, правда ничего я тогда в ней не понял и поставил до поры на полку. Но сейчас смотрю на это как на факт символический».

После школы Вадим поступил в Юридический Институт ДВГУ, и записался в только что открывшийся Институт Конфуция, который позволил изучать китайский язык помимо высшего образования. За три года он прослушал все курсы разговорного китайского, в течение семестра даже учил деловой китайский. После этого его по гранту отправили на стажировку в Хэйлунцзянский университет в Харбине.

Тогда Вадим и решил соединить юридическую специальность и китайский язык, поступив в университет Цинхуа (Пекин, КНР) на специальность «Сравнительное правоведение и правовая культура».

 

«Жизнь и обучение в Китае дешевле, чем в России»

По словам Вадима, граждане России (в отличие, например, от корейцев) легко могут получить гранты на обучение в Китае – начиная от стипендий правительства КНР и Институтов Конфуция и заканчивая грантами городов и университетов. В Харбине в Хэйлунцзянском университете Вадим учился по гранту, который включал расходы на обучение, проживание и стипендию. В Цинхуа — по частичному гранту правительства Пекина, покрывающему расходы на обучение.

«Мест в общежитиях хватает не всем иностранцам, поэтому я снимаю комнату недалеко от университета. В целом жизнь и обучение в Китае существенно дешевле, чем в России, даже в Пекине цены ниже, чем во Владивостоке», — говорит Вадим Сонин.

 

В китайских вузах редко отчисляют за академическую неуспеваемость

В Китае высшее образование функционирует по западной модели, которая у нас только формируется. Здесь действует болонская система научных степеней (бакалавр-магистр-доктор), кредитно-рейтинговая система выбора и сдачи предметов и другие вещи. С другой стороны, сохранились традиционные для Китая экзамены: выпускные, вступительные, единые (напоминающие наш ЕГЭ), квалификационные и другие. Современные городские китайцы в любой момент своей жизни либо готовятся к очередному экзамену, либо отходят после него.

Большую часть предметов в китайском университете можно свободно выбирать, однако многие студенты, особенно иностранцы, выбирают не те предметы, которые пригодятся им в будущем, а те, что легче в изучении.

«В китайских университетах преподаватели и администрация не имеют ни желания, ни возможности воспитывать иностранцев, — говорит Вадим, — поэтому многое зависит от самого студента. В китайских вузах практически не отчисляют за академическую неуспеваемость, не только ввиду особой прилежности китайских студентов, но и потому, что большинство их университетов видят свою задачу не в подготовке профессионалов и выявлении профнепригодных лиц, а в успешном прохождении студентом всех этапов учебного процесса. Ценятся не успехи в приобретении знаний, а старание, проявленное во время обучения».

 

«Тот, кто один день был твоим учителем, на всю жизнь останется твоим отцом»

В Китае особые отношения между учителем и учеником. Китайский ученый Фэй Сяотун даже выделил особый вид власти – власть, основанную на знаниях старшего поколения. Поэтому классическая модель отношений подразумевает глубокое уважение к учителю со стороны ученика, обязывает последнего хранить некий род верности, преданности. «В докторантуре я особенно прочувствовал эти особенности при работе под началом моего научного руководителя, — рассказывает Вадим Сонин, — Отношения с профессором не ограничиваются только специальностью, для меня это настоящий учитель жизни. Недаром китайцы говорят – «Тот, кто один день был твоим учителем, на всю жизнь останется твоим отцом».

Китайцы очень ценят межличностные отношения, причем самыми крепкими считаются связи родственников, земляков и однокурсников. К студентам из России отношение вежливое и дружелюбное, как к большинству иностранцев, приятель-иностранец серьезно повышает социальный статус китайца. «Молодые китайцы мало знают о России и не особенно ею интересуются, но европейская внешность и знание английского языка делают из русских желанных друзей», — вспоминает русский студент Вадим.

 

Приезжая на каникулы во Владивосток, я достаю с полки Достоевского

«В Китае, прежде всего, привлекают люди, среди которых есть много спокойных, доброжелательных и рассудительных. Многие китайцы придерживаются правила «золотой середины», тогда как мы, русские, склонны впадать в крайности», — считает Вадим.

«Больше всего в Китае мне не хватает России. Интересно, что изучая китайскую культуру, начинаешь глубже чувствовать свою принадлежность к культуре русской, — делится Вадим Сонин, — Приезжая на каникулы, я достаю с полки Достоевского, читаю Бердяева – тем самым уравновешиваю открытые за границей культурные богатства соседней цивилизации, понимаю, в чем сущность и сила русской духовности».

 

После окончания докторантуры Вадим Сонин планирует вернуться в Россию. Считает, что все возможности для развития на Родине у него будут.

 

Материал опубликован также на сайте http://www.newsvl.ru/stories/2012/03/01/97089/

 

         

 

Адрес: г. Владивосток, Океанский проспект, д. 37, 3-й этаж
Телефон: (423) 243-91-58, 242-32-03
Эл.почта: